Оценка бизнеса: краткий обзор применяемой методологии

Оценка бизнеса, равно как и оценка любого другого объекта, представляет собой определение рыночной стоимости действующего бизнеса, то есть наиболее вероятной цены его продажи на открытом рынке. На точность оценки бизнеса большое влияние оказывает правильность выбора метода оценки, каждый из которых имеет свои особенности применения, достоинства и недостатки. Поэтому такой вопрос, как краткий обзор методологии, заслуживает особого внимания.

В современной мировой практике для решения рассматриваемой задачи используют в основном 3 классических метода: затратный; доходный; сравнительный.

Затратный метод

При выборе этого метода оценку бизнеса производят на основании анализа данных о понесенных им расходах. Сначала активы компании переоценивают по рыночной стоимости. Затем из полученной величины вычитают стоимость текущих обязательств, получая таким образом стоимость собственного капитала, который по своей сути является аккумулятором вложенных в бизнес затрат.

Плюсы:

-оценка бизнеса производится на базе реальных активов;

-метод применим для компаний с малым сроком работы на рынке.

Минусы:

не учитываются перспективы развития компании.

Доходный метод

Этот метод особенно актуален в том случае, когда в будущие доходы фирмы возможно спрогнозировать. В основе доходного метода лежит оценка бизнеса или его частей посредством расчета стоимости ожидаемой в последующих периодах прибыли. То есть фундаментом для оценки в данном случае является доход компании с учетом того базового фактора, что с течением времени стоимость денег изменяется. При расчете прогнозируемого дохода производится всесторонний ретроспективный анализ бизнеса, в ходе которого учитываются общеэкономические показатели (стабильность, инфляция, налогообложение и т.д.), сезонность бизнеса, отраслевые зависимости, риски, потенциал развития и многое другое.

Плюсы:

при оценке бизнеса учитывают реальные перспективы его развития;

производится всесторонний анализ текущей и прогнозируемой ситуации в данном сегменте рынка;

обеспечивается максимальная точность определения текущей рыночной стоимости оцениваемого объекта.

Минусы:

не учитываются расходы, которые были произведены в ходе создания и развития компании.

Сравнительный метод

При выборе данной методологии оценка бизнеса проводится путем его сравнения с аналогичным предприятием, которое реализовало себя на открытом рынке в равных условиях. Источниками информации при этом являются данные авторитетных информационно-аналитических агентств, открытые фондовые рынки, официальные данные финансовой отчетности и другие. То есть данный метод применим лишь в том случае, если имеется достаточное количество исходной информации для проведения достоверного анализа.

Плюсы:

цена предприятия отражает фактические результаты его деятельности.

Минусы:

не учитывается стоимость компании в перспективе;

слабая развитость фондового рынка создает большие трудности с выбором компании-аналога.

В заключение отметим, что на практике оценку бизнеса производят обычно с использованием всех трех методов в комплексе, из которых профессиональный оценщик выбирает тот инструментарий, который оптимален для максимально точной оценки предприятия в каждом конкретном случае.




Главная  

Услуги  

Цены  

Контакты 


Новости 





Аккредитация при Сбербанке